История любви, которая тревожила сердца
людей на протяжении двадцати лет, возвращается. Кажется, что такая
музыка не может устареть, и на протяжении многих лет эти мелодии будут
заставлять сердца людей сжиматься, а из глаз будут течь слезы. *** За
13 лет до появления Энигмы, Алексей Рыбников впервые соединил церковные
хоры и эмбиент музыку на синтезаторе. Наш соотечественник впервые
открыл миру новое измерение мистической музыки. *** В 1978 году композитор Алексей Рыбников
показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы
православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же
возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова
о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею
Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не
поддержал: Тогда я был наглый молодой поэт, мне
казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о
полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно,
был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она
называется „Авось!" о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к
шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк
растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день
он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор
композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был
счастливый выбор.
В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970),
хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать
многие арии и сцены. Поскольку слово «рок-опера» в то время были
запрещены (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием
произведения: «современная опера». Постановка танцевальных номеров была
осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также
изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на
советской сцене. В отличие от предшествующей рок-оперы Рыбникова
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз,
новый спектакль был разрешён сразу. При этом, по воспоминаниям
Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси
в Елоховский собор, где они поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере). Премьера
оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени
Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай
Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов
(Федерико). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова,
на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие
его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам: Западная
пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в
советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень.
Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила
пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а
пластинка — это массовая известность). Меня даже не признавали автором,
не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры
СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в
категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться. А. Рыбников
Однако
через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли
театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Голландии и
других странах. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии,
Чехии, Германии, Южной Корее. Юнона и АвосьЭта пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1983, содержит запись 1980 года, т.е. еще до премьеры самой рок-оперы в театре. Музыкальные темы: - Пролог
- Отпевание
- Романс «Я тебя никогда не забуду»
- Ария Резанова «Душой я бешено устал»
- Сцена в церкви, молитва
- Ария Пресвятой Девы
- Песня моряков «Авось»
- Плавание
- Прибытие в Америку
- Сцена на балу
- Белый шиповник
- Ночь. Спальня Кончиты.
- Ария Резанова «Ангел, стань человеком»
- Дуэль с Федерико
- Помолвка
- Монолог Резанова «Принесите мне карты открытий»
- Хор и сцена «Воздайте Господу»
- Сцена в келье. Ожидание Кончиты
- Финал
- Эпилог. «Аллилуйя»
Сюжет: Камергер Резанов,
похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его
предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с
Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему
повелели исполнить желаемое путешествие. Перед отъездом Резанов
говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление,
которое произвела на него икона Казанской Божьей Матери — с тех пор он
относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к
Матери Божьей. Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не
ужасаться своему чувству и обещает молиться за него… Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось». В
испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери
губернатора, и сеньора Федерико. Резанов от лица России приветствует
Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора
Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу
Резанов приглашает Кончиту на танец — и это событие становится роковым в
их жизнях и в жизни Федерико. Жених открыто ревнует, спутники Резанова
заключают циничное пари, сможет ли тот «сорвать калифорнийский цветок».
Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя. Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви…
В душе Кончиты в этот момент зарождается
ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью.
Но счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль.
Дела Российско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный
поступками Резанова, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.
Совершив тайную помолвку
с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он
заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остается
верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать пять
лет — с шестнадцати до пятидесяти двух, она постригается в монахини и в
келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни.
|